Введение в экспертные системы



 

20.1. Индуктивное обучение


Точное определение термину "обучение" дать довольно трудно, но большинство авторов сходятся во мнении, что это — качество адаптивной системы, которая способна совершенствовать свое поведение (умение справляться с проблемами), накапливая опыт, например опыт решения аналогичных задач [Simon, 1983]. Таким образом, обучение — это одновременно и способность, и действие. Любая программа обучения должна обеспечивать возможность сохранять и анализировать полученный опыт решения проблем, а также обладать способностью применять сделанные выводы для решения новых проблем.

В работе [Carbonell et al, 1983] представлена классификация программ обучения на основе используемой стратегии. Попросту говоря, использованная стратегия зависит от того, насколько глубоко может программа проникнуть в суть той информации, которую она получает в процессе обучения.

На одном конце спектра находятся программы, которые обучаются, непосредственно воспринимая новые знания, и не выполняют при этом никакого логического анализа. Обычно такую методику обучения называют rote learning ("зубрежка", а программы соответственно — "зубрилками"). Аналогов такой методике в обычной жизни не счесть. Самый знакомый всем — зазубривание таблицы умножения (или "Отче наш..."). На другом конце спектра обучающих программ находятся те, которые пользуются методикой unsupervised learning, т.е. обучение без преподавателя. Под этим подразумевается способность формулировать теоремы, которая имеет очевидную аналогию с образом мышления человека, делающего научное открытие на основе эмпирических фактов.

В этой главе мы рассмотрим методики, лежащие посередине между этими двумя крайностями. Они получили наименование супервизорного обучения (supervised learning). Программам, использующим такую методику, демонстрируются ряд примеров. Программа должна проанализировать набор свойств этих примеров и идентифицировать подходящие концепты. Свойства примеров известны и представлены парами "атрибут-значение". "Надзор" за процессом обучения заключается, главным образом, в подборе репрезентативных примеров, т.е. в формировании пространства атрибутов, над которым будет размышлять программа.

Наиболее общая форма задач, решаемых в такой системе обучения, получила наименовании индукции (induction). Таким образом, индуктивная программа обучения — это программа, способная к обучению на основе обобщения свойств предъявляемых ей примеров (экземпляров, образцов). В работе [Michalski, 1983, р. 83] дано такое определение процессу обучения:

"Эвристический поиск в пространстве символических описаний, сформированный применением различных правил вывода к исходным наблюдаемым проявлениям".

Символические описания представляют собой, как правило, обобщения, которые можно сделать на основе наблюдаемых проявлений. Такие обобщения являются формой логического заключения, т.е. они предполагают выполнение определенных, регламентируемых некоторыми правилами трансформаций символических описаний, которые представляют наблюдаемые проявления. Одна из форм индуктивного обучения предусматривает демонстрацию примеров двух типов — тех, которые соответствуют концепту (позитивные экземпляры), и тех, которые ему не соответствуют (негативные экземпляры). Задача программы обучения — выявить или сконструировать подходящий концепт, т.е. такой, который включал бы все позитивные экземпляры и не включал ни одного негативного. Такой тип обучения получил название обучение концептам (concept learning).

Рассмотрим набор данных, представленный в табл. 20.1.

Таблица 20.1. Обучающая выборка примеров

Экземпляр

Страна-изготовитель

Размер

Старая модель

Позитивный/ негативный

Oldsmobile Cutlass

США

Большой

Нет

Негативный

BMW 31 6

Германия

Малый

Нет

Позитивный

Thunderbird Raodster

США

Малый

Да

Негативный

VW Cabriolet

Германия

Малый

Нет

Позитивный

Rolls Royce Corniche

Великобритания

Большой

Да

Негативный

Chevrolet Bel Air

США

Малый

Да

Негативный

Предположим, что концепт, которому мы хотим обучить программу, это Немецкий автомобиль. Тогда позитивными экземплярами для этого концепта будут BMW 316 и VW Cabriolet, а остальные— негативными. Если же целевой концепт— Американский автомобиль старой марки, то позитивными экземплярами будут Thunderbird Raodster и Chevrolet Bel Air, а остальные — негативными.

Очень существенно предъявлять программе и позитивные, и негативные экземпляры. В первой из рассмотренных выше задач и BMW 316, и VW Cabriolet являются малыми автомобилями, поэтому если программе не представить в качестве негативного экземпляра Chevrolet Bel Air, то она может сделать вывод, что концепт Немецкий автомобиль совпадает с концептом Малый автомобиль. Аналогично, если во второй задаче не будет представлен негативный экземпляр Oldsmobile Cutlass, то программа может посчитать концепт Американский автомобиль старой марки совпадающим с более общим концептом Американский автомобиль.

С формальной точки зрения любое множество данных, в котором выделены положительные и отрицательные экземпляры, можно считать обучающей выборкой для индуктивной программы обучения. В обучающей выборке также нужно специфицировать некоторый набор атрибутов, имеющих отношение к обучаемым концептам, а запись каждого экземпляра должна содержать значения этих атрибутов. В табл. 20.1 представлены значения атрибутов обучающей выборки для концепта Немецкий автомобиль.

Другая задача обучения получила наименование обобщение дескрипторов (descriptive generalization). Формулируется задача следующим образом: программе обучения предъявляется набор экземпляров некоторого класса объектов (т.е. представляющих некоторый концепт), а программа должна сформировать описание, которое позволит идентифицировать (распознавать) любые объекты этого класса. Пусть, например, обучающая выборка имеет вид

{Cadillac Seville, Oldsmobile Cutlass, Lincoln Continental},

причем каждый экземпляр выборки имеет атрибуты размер, уровень комфорта и расход топлива. Тогда в результате выполнения задачи обобщения дескрипторов программа сформирует описание, представляющее набор значений дескрипторов, характерный для данного класса объектов:

{большой, комфортабельный, прожорливый}.

Отличие между задачами обучение концептам и обобщение дескрипторов состоит в следующем:

  • задача обучения концептам предполагает включение в обучающую выборку как позитивных, так и негативных экземпляров некоторого заранее заданного набора концептов, а в процессе выполнения задачи будет сформировано правило, позволяющее затем программе распознавать ранее неизвестные экземпляры концепта;
  • задача обобщения дескрипторов предполагает включение в обучающую выборку только экземпляров определенного класса, а в процессе выполнения задачи создается наиболее компактный вариант описания из всех, которые подходят к каждому из предъявленных экземпляров.
Обе задачи относятся к классу методик, который мы назвали супервизорным обучением, поскольку в распоряжении программы имеется и специально подготовленная обучающая выборка, и пространство атрибутов.

В следующем разделе мы рассмотрим две программы обучения, которые разработаны в связи с созданием экспертной системы DENDRAL. Первый вариант реализации программы обучения нельзя отнести ни к одной из перечисленных выше категорий, но второй вариант использовал методику, которую мы сейчас можем отнести к категории "индуктивное обучение". В оригинальном описании программы авторы назвали ее version space (пространство версий). Постановка задачи очень напоминает обучение концептам, поскольку предусматривает включение в обучающую выборку позитивных и негативных экземпляров концепта.

Интересно сравнить оба варианта системы и выяснить, как знания, специфичные для определенной предметной области (в данном случае, химии), могут быть использованы алгоритмом обучения, независящим от предметной области.

В разделе 20.3 описана современная программа индуктивного обучения, на примере которой будет продемонстрировано, как формируются правила для экспертных систем. В разделе 20.4 мы затронем вопрос настройки отдельных правил и набора связанных правил.

 

Назад Начало Вперед