Цвет и линия


Практические советы начинающим художникам



Практические советы начинающим художникам

Можно ли представить себе мастера, будь то, например, токарь или столяр, который бы не думал о том, чтобы его рабочее место, инструменты и все то, что потребуется для дела, не было, во-первых, под рукой, а во-вторых, в отличном виде. Так и художник. «Ни в каком ремесле вы не найдете хорошего мастера с плохими инструментами, и стоит только взглянуть на приспособления работающего, чтобы определить, чего он стоит, как работник. Надо все устроить для работы так, чтобы только радоваться».

Эти слова замечательного скульптора и педагога А. Голубкиной должен запомнить каждый начинающий художник.

Выберите удобное место для занятий в своей квартире, оборудуйте рабочий уголок. Самым удобным для художника считается место у северовосточного окна. Здесь на протяжении всего дня условия освещения натуры и холста не будут резко меняться. Окна, выходящие на восток, юг или юго-запад, придется завешивать подсиненными занавесками или оклеивать папиросной бумагой, калькой. Яркие пятна солнечных лучей не должны падать на холст. Ровное рассеянное освещение очень удобно для работы.

Располагайтесь у окна так, чтобы свет падал слева и тень от руки не пересекала холст или лист с рисунком.

Натуру или модель ставьте чуть левее своего рабочего места и на таком расстоянии, с которого ее можно охватить взглядом в целом. Конечно, чем крупнее предметы, тем больше должно быть расстояние между вами и натурой. (Минимальное расстояние должно равняться двум-трем наибольшим измерениям натуры.)

Художник должен видеть в целом не только то, что он собирается изобразить, но и свою работу. Поэтому рисунок или этюд нужно располагать не ближе, чем на расстоянии вытянутой руки. Очень рекомендуем вам почаще отходить от работы (или отставлять ее), чтобы рассматривать издали. Вы яснее увидите то, что у вас получается, а главное — то, что не удалось. Неопытный художник часто не замечает ошибок в своем рисунке именно потому, что он не видел его издали.

Чтобы выполнить эти рекомендации, нельзя рисовать только в альбоме. Надо обзавестись станками, на которых сможете удобно закрепить холст или лист бумаги и работать сидя или стоя.

Станок для занятий живописью называют мольбертом. На Рисунок 1 а,б показано устройство двух самых простых типов мольбертов, настолько простых, что остается указать лишь размеры станков. Высота основных стоек 150 см, толщина стоек около 4 см при ширине до 9 см. Ширина мольберта около 60 см. Средняя вертикальная рейка, по которой вверх и вниз передвигают хомутик, имеет длину 120 см, толщину 2—2,5 см при ширине около 9 см. К хомутику на петле прикрепляется планка с выступами снизу. Она опускается на подрамник и держит его с креном вперед. Наклон холста выбирается такой, чтобы его плоскость была строго перпендикулярна к лучу зрения художника.









Начало  Назад  Вперед