Цвет и линия


Приступим к практическим занятиям



Приступим к практическим занятиям

1. Поработайте над декоративной композицией эскизов ковра. Сделайте несколько разных по колориту эскизов, например, одну композицию можно решить в ярко контрастных цветовых тонах, другую — в теплой, третью — в холодной гамме. Могут преобладать, скажем, светлые или, наоборот, темные тона, и так далее.

Создавая эскизы ковра, постарайтесь представить себе, что один из них вы предназначаете, предположим, для комнаты, в которой вы отдыхаете или работаете, другой — для комнаты ребенка, третий — для подарка тому или другому человеку и т. н. Выбор узора для каждого ковра и его колорит связывайте с общим характером его эмоционального воздействия. Тут н должно проявиться чувство художника и художественный вкус.

Часто бывает, что выполненная работа требует проверки временем, и только тогда видишь, что удалось и что не удалось, становятся заметными те или иные недостатки. Поэтому советуем вам подержать эскизы ковров на стене — пусть они с вами «поживут». Может быть, вы почувствуете необходимость внести какие-то изменения в свою работу. Тогда переделайте уже выполненный эскиз (не важно, что он станет менее аккуратным). Или же найдите новый вариант решения.

Все декоративные задания, которые мы вам предлагаем, имеют прямое отношение к занятиям живописью. И чем больше вы проявите здесь творческой инициативы, тем успешнее пойдет ваша дальнейшая работа над живописными этюдами.

2. Предлагаем вам попробовать написать такую натуру, в которой бы сочетались близкие, сходные цвета. Это могут быть натюрморты, в которых группируются близкие по цвету предметы (например, зеленые яблоко и груша на зеленой скатерти; или книга в зеленой обложке, ветка с листьями на зеленоватом фоне и т. д.). Также можно подобрать «красные», «серые» и еще какие угодно группы предметов.

Возможны и иные сюжеты. Например, фигура человека, одежда которого близка к цвету фона, или уголок комнаты, где стол накрыт скатертью, а на стул накинута ткань так, чтобы и скатерть и ткань были сходны с цветом стены.

Выбрав натуру, не торопитесь браться за краски. Внимательно понаблюдайте, сравнивая одно с другим, пока ваш глаз не уловит, может быть, тонкие, но существенные различия одного цвета с другим. Затем начинайте искать цветовые отношения этюда, чтобы передать тот контраст, который вам удалось заметить. Это, конечно, нелегко. Если вы станете одними и теми же красками писать разные участки своей работы, то вам вряд ли удастся выразить натуру — все получится одноцветным (наподобие подкрашенного рисунка). Смелее меняйте смеси красок. Можно, например, написать «зеленые» предметы, пользуясь не только зелеными красками, но и многими другими. Важно найти такие сочетания, чтобы в результате возникло нужное впечатление.

Задача стоит перед вами не простая, придется как следует поработать. Этюдов сделайте как можно больше. Причем, желательно, чтобы каждый этюд вы писали не за один раз, а в течение нескольких сеансов.

Один критик спросил Густава Курбе — как он научился писать. Прославленный мастер ответил: «Я положил на ночной столик белую салфетку и на эту салфетку поставил белую вазу. Белое на белом — в этом трудности живописи. Установив так натуру, я пытался ее передать. Я написал ее раз пятьдесят. На пятидесятый это удалось…»

Ответ Курбе очень поучителен. Он говорит о том, как трудно постичь язык живописи. «Белое на белом» — для выполнения такой задачи надо действительно много потрудиться. Необходимо развить в себе умение видеть сложное взаимодействие формы и цвета и пространственно-световой среды, умение тончайшими сочетаниями цвета раскрывать на своем холсте существо натуры.

И когда художник говорит: «на пятидесятый раз удалось», — это значит, что упорная, настойчивая и терпеливая работа является необходимым условием формирования и развития таланта. Мы надеемся, что эта маленькая история послужит вам хорошим материалом для размышлений о живописи и для работы над новыми заданиями.

Картины для самостоятельного поиска

В. Эльконин. На берегу Балтики. 1969. Б., кар.
В. Серов. Портрет И. А. Морозова. 1910. Х., темпера. ГТГ









Начало  Назад  Вперед


Книжный магазин