Цвет и линия


Урок 11



Урок 11



Рембрант «Слон»

Народные мастера издавна с большой фантазией изображают реальных и сказочных зверей, наделяя их лукавством, простодушием, словно очеловечивая их образы. Большими вдумчивыми глазами смотрят на нас собаки, коровы и птицы с рисунков самобытного самодеятельного художника И. Селиванова. В его работах чувствуются отголоски старинной резьбы по дереву, красочных заставок и буквиц рукописных летописей, декоративных росписей и народных лубочных картинок.

Действительно, неисчерпаем для творчества окружающий нас мир. В «школе природы» и вы найдете нечто свое, только вам присущие средства выражения образных впечатлений. Если не знаете, как подступиться к зарисовкам, всмотритесь в рисунок Серова «Две лошади». Легкий линейный набросок прерван в той стадии, после которой другой рисунок был заштрихован, проработан «штрихом по форме», «вылеплен тоном», как говорят художники.

А как быть, если животное переходит с места на место? Надо на листе наметить последовательно, как в ленте кинокадров, его позы самыми общими штрихами. Когда животное вновь примет первую по очереди позу, то дорисовать соответствующий набросок. Так же прибавить новые штрихи во втором, третьем наброске, снова вернуться ко второму, если не успели его закончить, и т. д.

Подобные последовательные зарисовки можете делать на пастбище, в загоне, у себя во дворе, в зоопарке. Так вы заполните не один альбом интереснейшими рисунками.

И здесь вам поможет «прицельная наблюдательность», о важности которой для художника мы не раз говорили. Ведь не для учебника биологии или зоологического атласа будете делать зарисовки зверей. Ставьте каждый раз перед собой конкретную образную задачу: хочу показать грузность, массивность слона — и подбирайте для этой цели подходящий материал рисунка, технику, прием, ищите такую композицию в листе, которая даст почувствовать огромность этого животного. Но совсем иначе рисуйте игривых мартышек, проявите чувство юмора, набрасывая жителей «детской площадки» зоопарка, передавая их суетливость и потешность. Найдите упругость линии, чтобы изобразить стройность лани, и подумайте, как передать грациозность лебедей, чтобы рисунок не стал похож на нелепые дешевые «коврики» с базара. Многое зависит от задачи, которую себе поставите, и от вашей фантазии, изобретательности.

Некоторые преподаватели, чтобы взбодрить эту активность, ставят перед учениками шуточные задания: нарисуй рядом собаку и… скамейку и отметь сходство и различие их форм, найди разные приемы изображения живого, подвижного и «мертвого», статичного. Или покажи в рисунках-набросках справедливость замечания, что хозяева собак внешне часто похожи на своих любимцев. Сделайте шаржи на своих знакомых, если встретите среди них похожих на птиц. Порисуйте кошку и передайте, что выражает ее загадочный вид, когда она сидит на окне против света и посверкивает зелеными глазами…

Наблюдение домашних птиц может «задать» не меньше оригинальных задач, чем постоянные хождения в зоопарк.

Не огорчайтесь, если на первых порах не получится так, как хотелось бы рисовать. Делая ежедневно не менее 3—5 различных набросков, через месяц-другой вы заметите, что уже кое-что стало выходить совсем неплохо.

По уроку приготовьте наброски и зарисовки животных, а также пейзажи и рисунки натюрмортов из простых предметов — желательно не менее 25 рисунков в разной технике, в зависимости от характера натуры и творческой задачи. Продолжайте ежедневно рисовать и фигуру человека, и все наброски тоже покажите преподавателю.









Начало  Назад  Вперед


Книжный магазин