Цвет и линия


Урок 1



Урок 1



Н. Щеглов

На темном фоне светлые силуэты сосудов выделяются во всей своей разумной, целесообразной и пластически выразительной красоте. В натуре нередки мотивы, отличающиеся целостностью силуэта. Так издали виден город; зубчатой грядой встает лес; слитно смотрится приближающаяся толпа. Художник Щеглов увидел и нашел средство передать подобную слаженность и ритмичность форм. Надо учиться этому с первых шагов в рисунке!

Поиски целостности начинаются в работе уже над самой постановкой натюрморта. Можно догадаться, как художник подбирал и переставлял эти бутылки, банки, кружку, пакет, чтобы найти общий интересный силуэт, а в нем необходимые «заслоны» предмета предметом, паузы между двумя или тремя предметами. Не будь этого, не было бы и ритмичности, и красивой связи форм, и разнообразия в общем единстве.

Обратите внимание и на то, что объемность предметов передана очень тактично. Постановка примечательна характерностью силуэтов и ритмическим чередованием высоких и более низких форм, разнообразием общих пропорций и их ролью в целостной группировке натюрморта.

Иначе с предельной вещественностью изобразил предметы в натюрморте художник А. Мордвинов. И не случайно название — «Обманка»! Но и его работа не свелась к иллюзорной механической передаче внешнего вида предметов и копирования натуры. Благодаря изяществу композиции и гармоничности построения плоскости холста натюрморт «Обманка» приобрел художественность, эстетическую значимость.

Как бы ни изображались формы в этих произведениях (силуэтом или более объемно), изобразительная плоскость решена бережно. Из нее не «выскакивает», не «выпучивается» форма какого-либо сосуда или барельефа, подрамника.

В скульптуре (барельефе, горельефе) закономерна лепка выпуклостями и провалами в плоскости камня или гипса. Нарушения целостности картинной плоскости, которые бывают в некоторых неумелых или натуралистических картинах, показывают лишь дурной вкус их авторов.

Рисовать надо так, чтобы сохранилось единство плоскости листа.

Сделайте постановку из разной утвари на темном или светлом фоне (в зависимости от характера выбранных предметов). Предметы выбирайте с таким расчетом, чтобы они интересно сочетались своими силуэтами. В процессе работы чаще отходите от своего рисунка и смотрите на него издали. «Чутье к непреложным законам композиции», о котором говорит Суриков, будет продолжать обостряться, если и в других рисунках вы будете обращать внимание на выразительную связь форм. Посмотрите рисунок Милле «Стрижка овец».









Начало  Назад  Вперед