Цвет и линия


Урок 21



Урок 21



Рисунок 23

Рисунок 23

Для проклеек нужен слабый клеевой раствор (1 весовая часть столярного клея на 20 частей воды). Отмерив в этих пропорциях клей и воду, часть воды залейте для набухания клея, а остальную часть долейте перед варкой его.

Остуженный до 20° клей должен лишь слегка слеплять пальцы.

Чтобы придать клеевому слою еще большую эластичность, во вторую проклейку к раствору добавляют несколько капель глицерина или немного меда.

Высохший после проклеек холст можно грунтовать одним из тех составов грунта, который выберите для себя на опыте.

Попробуйте для начала яично-эмульсионный грунт. Для грунтовки одного квадратного метра холста возьмите:

сухого столярного клея - 15 г
воды - 300 мм3 (11/2 стакана)
белил цинковых сухих - 50 г (1/4 стакана)
куриное яйцо - 1 шт. (или 2 мелких яйца).

Приготовив и остудив клеевой раствор, влейте в него желтки (удалив белки заранее). Все перемешайте, взбалтывая в бутылке из-под молока, для получения однородной массы — эмульсии. В готовую эмульсию добавляют, помешивая ее, белила и мел до густоты сметаны.

Наносить грунт надо флейцем или щеткой, но по свежему слою и не в коем случае нельзя проводить второй раз. Иначе эмульсионный грунт отлипнет местами и не даст ровного покрытия.

После высыхания первого слоя грунта наносят второй, а если необходимо, и третий. Но следя за тем, чтобы не забивалась фактура холста.

Указанный грунт придает живописи равномерную матовость, что не является недостатком.

Если не можете достать сухие цинковые белила в порошке, то воспользуйтесь рецептом грунта, который предложен Д. Кипликом. Составьте средней густоты раствор столярного клея и добавьте в него тонко растертый мел до густоты сметаны. Затем введите тюбиковые белила в количестве от 2/3 до 3/4 объема смеси клея с мелом. Все это смешивают, как следует толкут торцом круглой щетинной кисти до получения однородной массы. Если состав хорошо перемешан, то его можно разбавлять водой до необходимой для грунтовки густоты. Далее грунтуют, как и в первом способе. Но сушат такой грунт дольше — до одного-двух месяцев.

Клеевой грунт очень прост, сохнет всего 2—3 дня, но имеет склонность впитывать масло из красок и лишать их блеска. Некоторые художники советуются «пройтись» по клеевому грунту слоем жидко разведенных свинцовых масляных белил. Разводят белила смесью скипидара и мастикового лака (1:1). Но в этом случае получается полумасляный грунт, требующий просушки не менее 5—6 дней.

Клеевой раствор 1:15, 1:20. Чтобы приготовить состав для клеевого грунта, в 15 или 20 частях воды добавляют 1 весовую часть клея (лучше всего рыбьего), а в оставшийся клеевой раствор вводят, перемешивая, мел до густоты сметаны. Этим составом покрывают заранее проклеенный холст 1 раз.

Для второго слоя грунта обязательно мел смешивают пополам с сухими цинковыми белилами.

Другие рецепты и способы грунтовки узнаете позже из соответствующих пособий по технологии живописи.









Начало  Назад  Вперед


Книжный магазин