Цвет и линия


Урок 2



Урок 2



А. Матисс «Одевающаяся женщина»

«Своеобразие рисунка рождается не из точного копирования находимых в природе форм и не из терпеливого накапливания тонко подмеченных мелочей, а скорее из глубокого чувства, с которым художник относится к избранному им объекту, направляя на него все свое внимание и проникая в его сущность», — сказал автор этих рисунков Матисс.

В практической работе художников, в поиске «сущности» характера натуры большое значение имеет раскрытие конструкции формы. Пора разобраться в этой задаче, в понятии «конструкция формы», тем более, что не называя это понятие, мы уже говорили о важности наметки или умозрительного представления общей формы о вертикали — оси формы, о гранях, образующих форму, и т. д.

В некоторых учебниках вы могли встретить рисунки каркасов из проволоки (цилиндра, куба и других предметов) и прочесть указания делать «построение формы», начиная с наметки таких схематичных линий. В этих приемах есть один резон: научить быстро и, как это может показаться, просто чертить изображение предметов. Вы можете найти пособия, в которых показаны подобные «стадии» рисования по «каркасам» даже головы человека. Но не уводит ли такой прием в другую, далекую от творчества область — черчения или механического копирования «типовой» схемы?

Перед вами натюрморт, который только по традиции носит это странное название «мертвая натура» (П. Сезанн «Горшок с геранью и фрукты»). «Разве цветы не живут? У них есть дыхание и здоровье: то они веселы и радостны, то печальны и вянут, они непрестанно двигаются и поворачиваются к солнцу… Нет в природе натюрморта! Все живет и движется, все вдыхает и выдыхает, все ежеминутно изменяется». Так восклицал Бюрже, а великий мастер натюрморта Шарден утверждал весомо и кратко: «Писать надо не красками, а чувством».









Начало  Назад  Вперед


Книжный магазин