Цвет и линия


Урок 3



Урок 3



М. Сарьян «Виноград»

Живописи Сарьяна присуща решительная, щедрая, неповторимая в своих сильных и ярких цветовых сочетаниях гармония. Важная особенность его работ, и в частности это относится к натюрморту «Виноград», — лаконизм, ясность, отсутствие мелочной детализации, скупость изобразительных средств. Образная убедительность изображения достигается художником как бы немногими средствами. Как хорошо, например, ощутима форма тяжелых кистей винограда, связки бананов, вазы, плотно стоящей на столе, — хотя привычных подробностей нет. Все написано крупными пятнами цвета, энергично намечены границы света и тени. Общие цветовые отношения решены здесь с таким расчетом, чтобы изображение предметов располагалось в одной плоскости (даже стол не отделен от фона). Предметы, главные «герои» картины, по замыслу художника, должны восприниматься первым планом. «В общем моя цель, — говорил художник, — простыми средствами, избегая всякой нагроможденности, достигнуть наибольшей выразительности…». Но здесь так называемая «сложная простота», которая является результатом продуманных отношений цвета; все необходимо и рассчитано точно. Размеры и формы цветовых пятен найдены относительно друг друга так, что все вместе они надежно «поддерживаются» друг другом. Ни один цвет не выглядит грубо «вырывающимся» из картинной плоскости или, наоборот, — вялым, все цвета взаимодействуют как слаженный хор. Посмотрите, как ритмично чередуются теплые и холодные тона: красные, оранжевые и желтые цвета фруктов и кисти винограда уравновешиваются ярким пятном вазы; между этими двумя, можно сказать, «горячими» участками — холодный цвет средней кисти винограда, который дополнен холодноватыми оттенками падающих теней. Особо декоративная красота отношений убедительно воплощает в этой картине характер натурного сюжета.

Мы с вами рассмотрели три картины (вернее, их репродукции, которые не дают, впрочем, полного представления о подлинниках), и вы, конечно, заметили одну общую черту у этих разных художников; изображение в картине строится цветовыми отношениями, а не механическим копированием натуры. В еще большей степени вы это поймете, когда станете углубленнее изучать работы мастеров в музеях и на выставках.

Необходимо учиться работать цветовыми отношениями. Не пытайтесь копировать цвет «точь-в-точь». Можно, казалось бы, постараться повторить каждый цвет с наибольшим приближением к натурному, но тогда невольно вы станете копировать его отдельно от остального. При таком копировании теряется чувство и видение взаимосвязи цвета, а изображение получается далеким от живого впечатления. Старайтесь все решать именно сочетанием цвета, только тогда вы сможете, пользуясь языком живописи, выразительно передать и натурный сюжет, и свой замысел, работая с натуры по памяти или представлению.

Ученики иногда спрашивают: как, например, написать дерево, небо и так далее? Они требуют от преподавателя определенного правила, подобия рецепта, пригодного на все случаи жизни. «Законы живут, правила неподвижны», — говорил Фаворский. В этом важно разобраться, чтобы не путать два таких разных понятия, как законы и правила. Вот как Репин рассказывал о своей работе над знаменитой картиной «Запорожцы».

«…Все время работал над „Запорожцами“. Работал над общей гармонией картины. Какой это труд! Надо каждое пятно, цвет, линия чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались бы и характеризовали бы всякого субъекта в картине. Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цветах, и в личностях. Конечно, я не тронул главного, что составляет суть картины — это-то есть».

«Какой это труд!» — восклицает мастер, когда он говорит о таких необходимых законах искусства, как общая гармония картины — цвет, линия, пятно, — которые должны выразить настроение сюжета, согласованность общего и частного.

Мастерство, творчество всегда опираются на большие законы искусства. А когда нет своего отношения к натуре, тогда требуется свод ремесленных неизменных правил для механического воспроизведения предметов. Такие «правила» — «неподвижны». И если, например, мы говорим: придерживайтесь правила смотреть сразу на всю изображаемую натуру, сопоставляйте цвет с цветом, — то мы имеем в виду развитие умения видеть, а это — залог творчества. Но если сказать, предположим, что ствол дерева на солнце надо писать такими-то, а в тени — такими-то красками, вот подобное «правило» станет бесполезной схемой, которая только помешает непосредственному чувству художника.

Наша беседа была посвящена средствам живописи и, в частности, работе цветовыми отношениями. Беритесь за кисти и краски. Мы не станем давать обязательные задания — ведь натуру надо выбирать по вкусу, чтобы возникло желание ее писать. Рекомендуем вам лишь примерные сюжеты для выполнения этюдов.

Натюрморт. Выберите такие предметы, которые, по вашему мнению, можно объединить в интересную группу. Помните, что увлеченность процессом живописи во многом будет зависеть от того, как вы поставите натюрморт и скомпонуете его в этюде.

Пейзаж. Здесь особенно важно выбрать состояние освещения, которое лучше выявляет характер натуры, красоту цветовых сочетаний и вызовет желание передать это средствами живописи.

Композиция «Человек и натюрморт». Такой сюжет дает вам большие возможности для очень интересного решения композиции. Ведь чем бы ни занимался человек, его всегда окружают вещи. И это богатый жизненный материал для наблюдений художника. Вы можете сделать этюд прямо с натуры, если найдете натурщика; или пишите по представлению, по памяти, стараясь живо изобразить интересную завязку композиции. Сразу работайте цветом, уточняя рисунок в процессе живописи.

Натюрморт и пейзаж. Поставьте натюрморт на подоконник или на стол, придвинутый к окну, и вы увидите его на фоне пейзажа. Предметы надо подобрать так, чтобы вам понравилось сочетание их цвета с пейзажным фоном. Натюрморт окажется против света. Посмотрите, как преображается цвет предметов! Он не только стал темнее, но приобрел иной оттенок. Да и форма кажется более плоской, силуэтной. Не забывайте, что смотреть надо одновременно и на предметы, и на пейзаж, охватывая взглядом все вместе, и вы почувствуете нужную меру тонального контраста (чтобы не перечернить цвет). Натюрморт вместе с пейзажем за окном надо почувствовать как единую цветовую композицию. Это поможет вам найти цветовые отношения в своем этюде.

Советуем вам, когда вы будете работать над этюдами, писать как бы все сразу, нанося цвет на разные участки этюда. Не пишите этюд по отдельным частям. Этим способом трудно достичь необходимой согласованности частей изображения, да и натуру придется разглядывать по частям. Это все равно, что смотреть в сад через узкие щели забора — отдельные детали видны, а представить весь сад в целом трудно.

Почаще отходите от своего этюда или отставляйте его подальше. Живопись, обычно, смотрят с расстояния — яснее становится общее впечатление.

ДЛЯ ВАШЕЙ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ

«…Каждая действительно самобытная картина является отдельной работой; она подчиняется своим собственным законам; правильное в одном случае может быть ошибочным в другом…» Констебль

«В картине должен поражать не один какой-либо кусок, но целое; отдельный кусок недостаточен, чтобы стоило простить несовершенное целое». Буден

«Прекрасное в искусстве — это правда, слитая с впечатлением, полученным нами от природы. Я поражен при виде какой-нибудь местности. Добиваясь точности изображения, я ни на минуту не забываю охватившего меня чувства. Реальное — это часть искусства. Чувство его дополняет». Коро

«Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувство зрения». Петров-Водкин









Начало  Назад  Вперед


Книжный магазин