Цвет и линия


Урок 5



Урок 5



«Стул»

На первый взгляд может показаться, что здесь все «неправильно». Однако внимательно и непредубежденно всматриваясь в эти красочные полотна, вы поймете правдивость изображения и непритязательного жилища, и неуклюжего, видавшего виды стула. За этими вещами и стенами угадывается суровый уклад жизни простых людей. А кажущаяся «неправильность» гораздо образнее выражает тяжеловесность, простоту грубо сколоченной крестьянской мебели, чем самый точный «чертеж». В письме к брату художник писал: «Простые линии мебели… должны выразить непоколебимый покой… Тени и отбрасываемые тени устранены, все плоско и ярко». Известный искусствовед Джон Ревалд пишет о картине «Спальня художника»: «Из пояснений самого Ван Гога видно, что каждый выбираемый им сюжет вызывал в нем особые эмоции.., которые он стремился передать посредством композиции, упрощения… цвета… Хотя картины его сами по себе достаточно выразительны и не нуждаются в объяснении, у зрителя остается странное ощущение, что содержат они гораздо больше и гораздо более серьезные вещи, чем это видно на поверхности».

Это прекрасный пример того, как художник в изображении предметов показывает не только их внешний вид, а нечто гораздо большее — сложный мир переживаний человека.

Такое отношение к «предметному миру» очень характерно для художников. В повести В. Каверина «Перед зеркалом» художница Елизавета Тураева говорит: «Все одушевлено, любой предмет, который ты пишешь, — все равно, человек это или корыто, — и надо писать так, чтобы ему некуда было деваться, чтобы он почувствовал, что подмечен глазом художника и, стало быть, открыт для него».

И разве не раскрывает сложный и противоречивый мир художника рисунок В. Вакидина «Книжный шкаф»? Красноречивы детали: репродукции, книги, планшет с листом ватмана. Все эти предметы воспринимаются как часть жизни художника. И шкаф словно одушевлен, словно стал «домочадцем», без которого нельзя себе представить этот угол рабочей.









Начало  Назад  Вперед


Книжный магазин