Цвет и линия


Урок 5



Урок 5



И. Машков «Фрукты на блюде»

С этим же связаны и живописные приемы выражения формы и объема. Можно выявить объем предмета и его связь с пространственной средой посредством тонких цветовых переходов от света к тени, от выступающих участков поверхности к участкам, образующим поворот формы и т. д. Чем богаче градации цветовых оттенков, тем выразительнее получится изображение. Можно очень живо передать объем более обобщенной живописью, то есть показать конструкцию формы, светотень широкими цветовыми планами, резкими контрастами цветовых тонов. Можно даже работать совсем скупыми средствами, например, сочетанием пятен, выражающих общие массы всех форм изображения. Одним словом, здесь также нет «рецепта». Следует понять — не механическое раскрашивание, а острое ощущение характера форм и объемов натуры, наблюдение того, как они «устроены» и как воспринимаются в данных конкретных условиях, — вот что главное для художника, когда он пишет натуру.

Станете ли вы изображать натюрморт, человека, дома, деревья — поставьте себе целью выразить «форму как характер» (К. Коровин). Большую помощь в этом может оказать вам освещение. Например, при боковом освещении сильнее подчеркивается лепка объемов натуры. Если натура освещена прямыми лучами света, то скульптурность объема смягчается. Против света — форма воспринимается силуэтно и т. д. Поэтому выбор освещения сообразуйте с вашим замыслом.

Полезно в некоторых случаях написать одну и ту же натуру в разных положениях относительно источника света (например, освещенную сбоку, прямо, против света).

ДЛЯ ВАШЕЙ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ

«Живописцы, не являющиеся колористами, создают раскрашенные рисунки, но не живопись… Скульптор не начинает своей работы с контура. При помощи свойственного ему материала он строит подобие предмета, которое уже с самого начала… воплощает… реальную объемность и плотность. Колористы, то есть те, кто умеет связать в одно целое все части живописной поверхности… должны также размещать цветовые пятна, как скульптор распределяет глину, мраморную или деревянную массу; их эскиз, как и в скульптуре, должен равным образом установить отношения, перспективу, движение и цвет». Делакруа

«Цвет и форма неразрывно связаны между собой как дополняющие и определяющие друг друга, то есть изменение формы меняет цвет, за переменой цвета следует перемена формы». Петров-Водкин

…«Так как руки, глаз, чувства, мысли у каждого свои, не похожие ни на кого другого, то и техника не может не быть индивидуальной, если не вмещать в нее постороннего, обезличивающего». Голубкина

Картины для самостоятельного поиска в интернете

П. Сезанн. Мужчина с трубкой. 1895—1900. Х., масло. ГМИИ
А. Руссо. Лодка на Сене. 1911. Х., масло









Начало  Назад  Вперед