Экспертные системы

         

Введение в экспертные системы

При подготовке материала автор старался прежде всего учесть интересы и пожелания читателей четырех основных категорий:
  • рядовых читателей, желающих познакомиться с новым классом информационных систем на достаточно высоком теоретическом и техническом уровне;
  • преподавателей и студентов, которым необходимо учебное пособие, охватывающее все основные темы исследования и проектирования экспертных систем, причем глубина изложения материала должна соответствовать программам старших курсов вузов и первого года обучения в аспирантуре;
  • инженеров-программистов, нуждающихся в практическом руководстве по экспертным системам, подкрепленном достаточно солидным теоретическим материалом;
  • научных работников и студентов, активно занимающихся научной работой, которых особенно интересует обзорный материал, касающийся новейших тенденций в разработке систем такого рода.
Это введение послужит методическим руководством для каждой из перечисленных категорий

Введение

Что такое экспертная система?
Экспертная система может полностью взять на себя функции, выполнение которых обычно требует привлечения опыта человека-специалиста, или играть роль ассистента для человека, принимающего решение. Другими словами, система (техническая или социальная), требующая принятия решения, может получить его непосредственно от программы или через промежуточное звено — человека, который общается с программой. Тот, кто принимает решение, может быть экспертом со своими собственными правами, и в этом случае программа может "оправдать" свое существование, повышая эффективность его работы.



Обзор исследований в области искусственного интеллекта
Что такое искусственный интеллект? Барр и Файгенбаум предложили следующее определение, которое никем не оспаривается почти два десятка лет [Barr and Feigenbaum, 1981]. "Искусственный интеллект (ИИ) — это область информатики, которая занимается разработкой интеллектуальных компьютерных систем, т.е. систем, обладающих возможностями, которые мы традиционно связываем с человеческим разумом, — понимание языка, обучение, способность рассуждать, решать проблемы и т.д."

Представление знаний
В этой главе описана одна из первых экспертных систем, MYCIN, при разработке которой была предпринята попытка отойти от традиции использования "обобщенного решателя проблем". Система построена на основе относительно несложного алгоритма поиска, значительно более простого, чем описанный в предыдущей главе алгоритм А. Возможности программы определяются не столько реализованным в ней алгоритмом поиска, сколько методикой представления знаний, специфических для той области, в которой предполагалось использовать систему, а именно — в лечении заболеваний крови.

Символические вычисления
Прежде чем приступить в обсуждению специализированных языков представления знаний, остановимся на более общей теме языков программирования задач искусственного интеллекта. В этой главе мы не задавались целью научить читателя пользоваться определенным языком, а стремились познакомить с некоторыми темами, касающимися представления и управления, которые имеют отношение к программной реализации экспертных систем. Интересно отметить, что широко распространившийся в современной практике создания программного обеспечения объектно-ориентированный подход к анализу и разработке должен привести к определенному сближению методик решения проблем, предполагающих использование идей искусственного интеллекта и не предполагающих такового. Кроме того, представление приложения как совокупности взаимодействующих относительно автономных модулей очень близко к подходу, реализуемому методами искусственного интеллекта.

Системы, основанные на знаниях
В области искусственного интеллекта и в современной психологии утверждение, что разумное поведение направляется правилами, превратилось уже в аксиому. Даже в "большом" мире люди склонны связывать уровень интеллектуальности со следованием правилам, и мы все чаще при объяснении разумности обращаем внимание на то, насколько при этом соблюдаются правила. Возьмем для примера манеру разговаривать на естественном языке. Мы все ведем себя так, как если бы обладали знанием всех правил того языка, на котором говорим, например английского, хотя, конечно, мы знаем далеко не все. (Любой, кто запишет эти правила, может рассчитывать на ослепительную карьеру в лингвистике.)

Ассоциативные сети и системы фреймов
Следуя Нильсону [Nilsson, 1982], я буду использовать термин структурированный объект по отношению к любой схеме представления, базовые блоки которой аналогичны узлам и дугам в теории графов или слотам и заполнителям структур записей. Я буду систематически сравнивать этот вид представления со схемами, производными от правил формальных грамматик или формализмов разнообразных логик. Представление с помощью структурированных объектов является весьма удобным средством для группирования информации более или менее естественным путем.

Объектно-ориентированное программирование
За последние 20 лет было разработано довольно много языков для представления знаний, причем большинство из них можно отнести к классу объектно-ориентированных. Как и в случае с использованием концепции фреймов, основная идея состоит в том, чтобы заключить данные и связанные с ними процедуры в некие структуры, объединенные механизмом наследования. Отличие от формализмов, описанных в предыдущей главе, состоит в том, что процедуры могут наследоваться (и комбинироваться) точно так же, как и данные, а объекты могут взаимодействовать друг с другом напрямую или посредством специальных протоколов обмена сообщениями.

Логическое программирование
Еще в конце 1970-х годов стала отчетливо просматриваться тенденция к использованию в исследованиях в области искусственного интеллекта "формальных" методов, т.е. основанных на аппарате математической логики. Эти методы противопоставлялись более интуитивным и менее формализованным эвристическим методам, скажем, таким, которые были использованы в системе MYCIN. Для того чтобы стало ясно, что все это значит, нужно познакомить вас с логическими языками, а затем показать, как соотносятся их свойства с теми методами рассуждений, которые должны поддерживать типовые экспертные системы.

Представление неопределенности знаний и данных
Во многих реальных приложениях приходится сталкиваться с ситуацией, когда автоматический решатель задач имеет дело с неточной информацией. В этой главе мы рассмотрим основные идеи, касающиеся количественной оценки неопределенности и методов формирования нечетких суждений. В главах 11-15 будет продемонстрировано, как такие методы используются на практике. В настоящей главе речь пойдет в основном о теоретических аспектах представления неопределенности и о том, почему в исследованиях по искусственному интеллекту такое большое внимание уделяется этим проблемам.

Приобретение знаний
Термин приобретение знаний носит обобщенный характер и совершенно нейтрален к способу передачи знаний. Например, передача может осуществляться с помощью специальной программы, которая в процессе обработки большого массива историй болезни устанавливает связь между симптомами и заболеваниями. А вот термин извлечение знаний (knowledge elicitation) относится именно к одному из способов передачи знаний — опросу экспертов в определенной проблемной области, который выполняется аналитиком или инженером по знаниям. Последний затем создает компьютерную программу, представляющую такие знания (или поручает это кому-нибудь другому, обеспечивая его всей необходимой информацией).

Эвристическая классификация (I)
Если уж технология экспертных систем должна иметь солидный теоретический базис, то необходимо представлять себе, почему эта технология оказывается работоспособной при решении одних задач и неработоспособной при решении других. С практической точки зрения ответы на поставленные вопросы помогут разработчикам экспертных систем принять правильное решение и таким образом избавят их от крушения надежд и разочарования, которыми часто сопровождается ошибочный выбор. В этой главе читатель найдет следующий материал.

Эвристическая классификация (II)
Мы начали обсуждение методов решения проблем с эвристической классификации по той причине, что этот метод наиболее понятный. В следующих главах будут рассмотрены другие, более сложные методы, и вы сможете сравнить их. Но в этой главе мы будем считать, что метод решения проблем выбран, а наша задача — проанализировать процесс выбора инструментальных средств для проектируемой экспертной системы и средств приобретения знаний.

Иерархическое построение и проверка гипотез
В данной главе будут рассмотрены три системы, реализующие комбинированный метод решения проблем, который получил в литературе наименование иерархического построения и проверки гипотез (hierarchical hypothesize and test). С методом эвристической классификации этот метод сходен в том, что в нем используется отображение множества абстрактных категорий данных на множество абстрактных категорий решений, но этот подход усложнен тем, что элементы решений могут комбинироваться и объединяться в составные гипотезы. Цель такого усложнения — построение гипотезы, которая могла бы объяснить все симптомы и признаки анализируемой ситуации.

Решение проблем конструирования (I)
Можно рассматривать задачу решения проблемы конструирования и в терминах ограничений — сформировать такое решение, которое удовлетворило бы некоторым общим требованиям к качеству и при этом не противоречило бы ни одному из специальных правил, отвергающих определенные элементы решения или их комбинации.

Решение проблем конструирования (II)
В предыдущей главе мы рассматривали экспертные системы для решения проблем конструирования, в которых по ходу процесса никогда не возникала необходимость отмены уже принятых решений. Однако такая стратегия подходит далеко не для всех задач конструирования, поскольку мы не всегда располагаем всеми необходимыми для этого знаниями о предметной области. В этой главе мы проанализируем применение двух стратегий — наименьшего принуждения (least commitment) и предложение и пересмотр (propose and revise). Завершит главу обзор некоторых инструментальных средств приобретения знаний, которые используются в системах решения проблем конструирования.

Средства формирования пояснений
Эту главу мы начнем с краткого обзора ранних работ, касающихся включения в экспертные системы специальных средств, формирующих для пользователя информацию о ходе рассуждений (в дальнейшем для краткости мы будем называть ее поясняющей информацией). Затем более детально будут рассмотрены средства формирования пояснений экспертной системы CENTAUR, о которой уже упоминалось в главе 13. И в заключение мы обсудим одно из последних исследований в этой области, выполненное в рамках проекта Explainable Expert Systems, в котором основное внимание было уделено обеспечению прозрачности экспертной системы с точки зрения инженеров по знаниям, т.е. была предпринята попытка рассмотреть в комплексе вопросы формирования поясняющей информации и извлечения знаний.

Инструментальные средства разработки экспертных систем
Как и в предыдущих главах, при необходимости проиллюстрировать те или иные методы программирования мы пользуемся языком CLIPS, хотя вы встретите и несколько фрагментов программ на других языках. Более сложные и специализированные инструментальные средства, в частности системы с доской объявлений и системы обработки правдоподобия, будут детально рассмотрены в главах 18 и 19. В этой же главе мы представим общие тенденции в разработке и использовании инструментальных средств для построения экспертных систем.

Системы с доской объявлений
В последние годы в разработке архитектуры экспертных систем появилось новое направление, которое получило название системы с доской объявлений (blackboard sys-tems)u. Системы с такой архитектурой могут эмулировать режим построения как прямой цепочки логического вывода, так и обратной, а также попеременно применять эти режимы в процессе работы. Кроме того, применение систем с доской объявлений побуждает инженеров по знаниям к иерархической организации и знаний относительно предметной области, и пространства частичных и полных решений. Таким образом, эта архитектура очень хорошо подходит для решения задач проектирования, для которых характерно большое, но факторизуемое многомерное пространство решений. Системы с подобной архитектурой уже успешно применяются для интерпретации данных (например, распознавания графических изображений и речи), анализа и синтеза многокомпонентных структур (например, структуры протеинов) и планирования.

Система отслеживания истинности предположений
В этой главе мы в общих чертах представим вычислительные методы, которые используются для отслеживания зависимостей между представлением в программе состояний, действий и предположений. Начнем мы с относительно простых систем, затем перейдем к более сложным. Там, где без этого можно обойтись, мы будем пренебрегать строгими математическими формулировками и заменять их менее формальным описанием того, что делается в системе, почему делается именно так и какую пользу из этого можно извлечь.

Формирование знаний на основе машинного обучения
За последние 10 лет в области исследования методов формирования знаний на основе машинного обучения (в дальнейшем для краткости мы будем употреблять термин машинное обучение — machine learning) наблюдается бурный прогресс. Но мы не будем в этой главе делать широкого, а следовательно, и поверхностного обзора имеющихся работ, а сконцентрируемся на тех методах, которые имеют прямое отношение к проблематике экспертных систем

Сети доверия
В этой главе мы рассмотрим два количественных метода реализации логических рассуждений при наличии неопределенности в структурированном пространстве гипотез, базирующихся на теории свидетельств Демпстера—Шефера [Gordon and Shortliffe, 1985] и Байесовском формализме [Pearl, 1986]. Каждый из этих подходов предполагает, что на множестве гипотез каким-то способом определена функция доверия (belieffunction), а затем по мере накопления новых свидетельств применяется специфический механизм обновления текущего множества допущений.

Рассуждения, основанные на прецедентах
Если прецедент — это модуль знаний, который может быть считан программой, то в чем его отличие от других способов представления знаний, множество которых мы уже рассмотрели в этой книге? Самый короткий ответ на этот вопрос — прецедент, как правило, реализуется в виде фрейма (см. главу 6), в котором структурированы информация о проблеме, решение и контекст. Так же, как фрейм или порождающее правило, описание прецедента может быть сопоставлено с данными или описанием цели. Но для извлечения описания прецедента из базы таких описаний используется совсем другой механизм, чем для извлечения фрейма или порождающего правила.




Гибридные системы
Системы, которые мы рассмотрим в этой главе, ознаменовали дальнейшее продвижение по этому пути — в них объединяются традиционные программы решения проблем и компоненты самообучения и критического анализа. Система ODYSSEUS [Wilkins, 1990] способна обучаться тому, как уточнять базу знаний. Для этого используются две разные методики: одна основана на анализе прецедентов, а вторая — на анализе пояснений. Обе методики являются сравнительно новыми, и читатель сможет вкратце ознакомиться с ними в данной главе. Далее будет описана программа, в которой логический вывод на основе прецедентов используется для обработки исключений из правил, а основным инструментом решения проблем являются порождающие правила.

Заключение
В этой главе мы еще раз вспомним темы, рассмотренные в данной книге, и порекомендуем, что нужно прочесть тем, кто пожелает еще глубже изучить их. Обзор организован таким образом, что в нем в сжатом виде будет суммирован материал, разбросанный по разным разделам. В ходе изложения тех или иных тем вам встретятся ссылки на предыдущие главы, но я старался не злоупотреблять ими. В этой главе представлены некоторые прогнозы дальнейших путей развития исследований в области искусственного интеллекта и, в частности, экспертных систем, которые могут послужить материалом для последующей очной или заочной дискуссии. Эти прогнозы представляют мое личное мнение, если только не оговорено обратное, и читатели вольны отнестись к ним с известной долей скептицизма.

Программирование на языке CLIPS
Это Приложение организовано следующим образом. В разделе А.2 рассмотрены основные функции языка описания правил и процедурного языка. В разделе А.З представлены методы работы с объектами и показано, как использовать их в сочетании с правилами и процедурами. В разделе А.4 описан пример, демонстрирующий некоторые приемы программирования правил, а в разделе А.5 резюмируются характеристики этого программного продукта и предлагаются темы для более углубленного изучения.

Цвет и линия. Практическое руководство по рисунку и живописи

Третьяковская галерея, Эрмитаж, художественные выставки неизменно привлекают внимание миллионов зрителей. Уже это одно говорит о том, как притягательно изобразительное искусство. Но есть особая категория ценителей прекрасного, которых называют самодеятельными художниками. Это люди самых разнообразных профессий, разного возраста, отдающие свой досуг творчеству. К ним и обращены наши беседы о рисунке и живописи.
В наших практических заданиях вы найдете уроки, которые должны помочь вам начать систематические занятия рисунком и живописью. Задания не представляют собой свода «тренировочных» упражнений, обязательных для «выработки суммы навыков», а предлагаются вам в качестве своеобразного компаса на пути в искусство, в мир художественных образов. Мы хотим, чтобы вы, прежде всего, учились видеть окружающую жизнь глазами художника.
Пусть каждый ваш рисунок, этюд, эскиз наполняется вашими впечатлениями, вашим отношением к тому, что вы изображаете. Пишите и рисуйте то, что увлекает вас, пробуждает живой интерес и вызывает желание взяться за кисть или карандаш. Удивление, восторг и влюбленность в прекрасное, открытие красоты в природе — первое и самое необходимое условие для творчества. А искренность, неподдельность переживаний, по меткому выражению замечательного артиста и художника С. Образцова, это — «горючее, приводящее в действие талант».
Цель наших занятий-помочь вам развить наблюдательность и творческое воображение, найти конкретные изобразительные задачи, познакомить вас с образным языком рисунка и живописи. Занятия принесут вам пользу, если в результате, прямо скажем, нелегкой работы и нелегких поисков решения этих задач вы ощутите радость создания своих первых самостоятельных произведений.

Рисунок

Группы пользователей Autodesk

Данное учебное пособие предназначено для опытных пользователей AutoCAD. Предполагается, что они знакомы с языком LISP или AutoLISP. Предполагается также, что пользователь может выполнять основные операции управления файлами в системе Windows® например, создавать папки, копировать файлы и перемещаться по файловой структуре на жестком диске и в сети.
В данном пособии рассматриваются:
новые возможности Визуальная среда разработки Visual LISP® (VLISP). Она позволяет редактировать и отлаживать код, а также предоставляет пользователю ряд других специальных средств разработки приложений AutoLISP.
описание Функции ActiveX® и реакторов, а также некоторых других расширений языка AutoLISP, имеющихся в VLISP
Имеются два возможных способа выполнения упражнений данного учебного пособия:
Приложение можно выполнить по частям путем интерпретации LISP-файлов, загружаемых в один документ.
Можно скомпилировать программный код в VLX-приложение (исполняемый файл с расширением .vlx). VLX обладает независимым пространством имен и может взаимодействовать с документом, из которого загружается приложение.

Постановка задачи и начало программирования
В данном учебном пособии продемонстрировано несколько мощных возможностей среды программирования AutoLISP® для AutoCAD® и представлены некоторые новые функции языка AutoLISP. Здесь на примере построения парковой дорожки с помощью автоматизированных средств рисования, экономящих время разработчика, показаны преимущества параметрического программирования. В данном учебном пособии также описано создание процедур, которые позволяют пользователю автоматизировать процесс рисования сложных форм.

3D Команда
Создание трехмерных объектов в виде полигональных сетей распространенных геометрических форм, которые можно скрыть, раскрасить или тонировать. Для построения сети из четырехугольных ячеек. Для построения сети в виде поверхности соединения. Для построения сети в виде поверхности сдвига. Для построения сети в виде поверхности вращения. Для построения сети в виде участка поверхности Кунса, заданной кромками

НПИЗАГР Команда
Загружает файл CUI. Загрузка частичного файла НПИ с использованием вкладки "Адаптация". Повторное использование команды. Для того чтобы одновременно сделать недоступным и пометить имя команды в меню,

ETRANSMIT Команда
Формирование комплекта файлов для передачи другим пользователям через Интернет. Для формирования комплекта файлов в заданной папке

3DZOOM Команда
В режиме 3М орбиты с помощью контекстного меню можно управлять типом проекции, режимом раскрашивания и средствами визуализации. Для завершения панорамирования щелкнуть правой кнопкой мыши в области рисования. Щелкните пункт "Орбита" или "Зумирование".

ЯЩИК Команда
Если необходимо задать точку вставки, масштабные коэффициенты и угол поворота непосредственно при вставке, установить опцию "Указать на экране" для каждого параметра. В противном случае, ввести значения в группах опций "Точка вставки", "Масштаб" и "Угол поворота".

РЗМРЕД Команда
Для поворота размерного текста. Щелкните меню "Размеры" » "Размерный текст" » "Угол". Выбрать размер для редактирования. Ввести новое значение угла поворота текста.

ГРАФЭКР Команда
Для закрытия текстового окна. Находясь в текстовом окне, нажать клавишу F2. Текстовое окно закрывается. Для этих же целей можно использовать и стандартные средства Windows.

ЛАНДБИБ Команда
Для тонирования на фоне картинки. Щелкнуть меню "Вид" » "Тонирование" » "Фон". В диалоговом окне "Фон" установить переключатель в положение "Изображение". В группе опций "Изображение" нажать кнопку "Обзор" и с помощью стандартного диалогового окна выбора файлов выбрать файл растрового изображения, используемого в качестве фона.

ПГРАНЬ Команда
Для построения сети в виде поверхности сдвига. Щелкните меню "Рисование" » "Поверхности" » "Поверхность сдвига". Указать определяющую кривую. Указать направляющий вектор. Если необходимо, стереть исходные объекты.

ПРОСМОТР Команда
Для просмотра тонированного изображения в окне "Render". В окне "Тонирование" щелкнуть меню "Файл" » "Открыть".

ШАР Команда
Для построения клина. Щелкните меню "Рисование" » "Тела" » "Клин". Указать первый угол основания. Указать противоположный угол основания. Задать высоту клина.

ОБНОБРАЗЦЫ Команда
Для настройки цветов элементов окна приложения. Щелкнуть меню "Сервис" » "Параметры". На вкладке "Экран" диалогового окна "Параметры" выберите "Цвета". В диалоговом окне "Установка цветов" щелкнуть мышью на нужном элементе слайдов "Model Tab" или "Layout Tabs". Выбранный элемент тут же отображается в списке "Элемент окна". Этот список можно использовать для выбора элемента окна вместо слайдов. Выбрать нужный цвет в списке "Цвет".

LWDISPLAY Системная переменная
Задание текущего веса линий, параметров отображения линий в зависимости от их веса и единиц веса линий. Для назначения ширины полилиниям. Для назначения веса линий слою. Для задания масштаба экранного отображения весов линий в пространстве модели

ПОВТОРИТЬ Команда
Отменяет действие последней команды ОТМЕНИТЬ или О. Для отмены последнего действия. Для отмены нескольких действий. Для повторного выполнения отмененного действия. Для повторного выполнения нескольких отмененных действий

ПОЛОСА Команда
Построение линейных сегментов, обладающих шириной. Для построения отрезка

Комментарии пользователя
Данная форма предназначена для ввода замечаний и предложений, которые будут отправлены в группу технической документации компании Autodesk.

Плоттеры и принтеры - Понятия
AutoCAD поддерживает множество плоттеров и принтеров, обеспечивающих вывод рисунков на печать. Программа также позволяет сохранять созданные рисунки в файлах самых разнообразных форматов. Для поддержки устройств печати используются драйверы HDI (Heidi® Device Interface). Эти драйверы подразделяются на три категории: несистемные HDI-драйверы, системные HDI-драйверы принтеров и драйверы печати в файлы графических форматов.

Коротко о сетевом администрировании
Сетевое развертывание этой программы должно быть тщательно спланировано и выполняться осторожно. В данном разделе приводится краткое описание процедур подготовки развертывания, настройки сервера лицензий, настройки и распространения программы.

Коротко об однопользовательской установке
В этом разделе приведены пошаговые инструкции по установке AutoCAD на компьютере. Инструкции не заменяют собой основной документ Руководство по автономной установке; при любых затруднениях, не описанных в данном разделе, следует обращаться к полному руководству.

Диспетчер ссылок Autodesk
В данном Руководстве изучаются базовые понятия Диспетчера ссылок, производится пошаговый разбор стандартных операций. Также приведен словарь терминов.

Коротко о сетевом лицензировании
Организация сетевых лицензий для продуктов Autodesk требует тщательного планирования. В этом разделе предлагаются пошаговые инструкции по формированию среды лицензирования в сети. Изложение предполагает, что пользователь знаком с терминологией и процессами, необходимыми для успешной сетевой работы продуктов Autodesk

Руководство по однопользовательскому лицензированию
Однопользовательская лицензия разрешает работу с программным продуктом компании Autodesk на одной рабочей станции. Для того чтобы получить лицензию, необходимо активировать программу. Ознакомительный срок использования программных продуктов Autodesk без активации 30 дней. Получить лицензию можно, не дожидаясь истечения ознакомительного срока. По окончании ознакомительного срока программный продукт будет невозможно использовать, пока не выполнена его регистрация и активация.

Контекстное меню режима 3М орбиты
При активной команде 3-ОРБИТА для изменения вида на экране можно пользоваться опциями ее контекстного меню. Для вызова контекстного меню режима 3М орбиты необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши в пределах вида.

PDMODE Системная переменная
Управляет отображением точечных объектов . Список возможных значений см. в описании команды ТОЧКА.

BPARAMETERSIZE Системная переменная
Установка размера текста и функций параметра в редакторе блоков относительно экранной системы . Допустимые значения содержат целые числа от 1 до 255.

DIMDLE Системная переменная
Установка значения расстояния, на которое размерная линия выступает за выносную линию, когда наклонные засечки рисуются вместо стрелок

Диалоговое окно "Редактирование описания блока"
В диалоговом окне "Редактирование описания блока" из списка можно выбрать описания блоков, сохраненных в рисунке, для редактирования их в редакторе блоков. Можно также ввести имя нового описания блока, который необходимо создать в редакторе блоков.

РЗМРАДИУС Команда
Команда РЗМРАДИУС используется для измерения радиуса выбранной дуги или окружности и отображения размерного текста, перед которым стоит символ радиуса.

Диалоговое окно «Поле»
Отображает значение поля, которое появится в поле "Просмотр" при возвращении в диалоговое окно "Поля". С помощью измененного значения обновится коэффициент преобразования и другие настройки.

МВСТАВИТЬ Команда
Задание масштабных коэффициентов блока по осям X, Y и Z. По оси Z используется абсолютное значение введенной величины. Масштаб по осям X, Y и Z: Ввести ненулевое значение. Точка вставки: Угол поворота 0: Введенный угол поворота определяет поворот как массива в целом, так и отдельных блоков в нем. Число рядов (---) 1: Ввести положительное значение

ПАРАМЛИСТ Команда
Управление параметрами компоновки, устройством печати, форматом бумаги и другими настройками для каждого нового листа

ССЫЛНАБ Команда
Объект, исключенный из рабочего набора, удаляется из вхождения при сохранении изменений. Он также удаляется из текущего рисунка. Для исключения объектов из рабочего набора (не вызывая команду REFCLOSE) можно также на панели инструментов «Редактирование вхождений» нажать кнопку «Исключить объекты из рабочего набора».

Диалоговые окна «Новый стиль таблиц» и «Изменение стиля таблиц»
Описание нового стиля или изменение параметров существующего. Диалоговое окно «Новый стиль таблиц» отображается при нажатии кнопки «Создать» в окне «Стиль таблиц», после ввода имени в окне «Создание нового стиля таблиц». Диалоговое окно «Изменение стиля таблиц» появляется при нажатии кнопки «Изменить» в диалоговом окне «Стиль таблиц». Опции в этих окнах одинаковы.

Информация для разработчиков приложений
Если перед вводом команды УДЛИНИТЬ предварительно не был выбран объект при появлении подсказки "Выбрать удлиняемые объекты", то теперь отображается запрос на указание противоположного угла секущей рамки. Это изменение может повлиять на существующие сценарии, в которых вызывается команда УДЛИНИТЬ и задается точка выбора, невыбирающая объекты. Чтобы исправить старые сценарии, можно исключить пункты, в которых не выбираются объекты.